Добро пожаловать

Классификация и виды страхов у детей дошкольного возраста. Статью подготовила Карасева Е. В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: Так, по его мнению, реальный страх — рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Причины возникновения и лечение герантофобии

Дизонтогенетические синдромы психических заболеваний, наблюдающихся в детском и подростковом возрасте. Общие закономерности формирования психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Важнейшую особенность детского и подросткового возраста составляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы.

Наиболее интенсивное психическое развитие психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом. Психическое развитие происходит в результате непосредственного контакта ребенка и подростка с окружающей средой.

его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно На патологический страх указывают его крайние.

страхи характерные для старшего дошкольного возраста Поведение родителей или как помочь ребенку в преодолении страхов? Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожаться, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т. Во всех этих случаях речь идет о страхах. В самом общем виде эмоции страха возникают в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер.

Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта испуг, боль, болезнь, конфликты. Гораздо больше распространены внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности.

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей , , Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между шестью и девятью месяцами , ; .

Темповая задержка появления страхов, характерных для возрастной нормы .. потрясением), также патологический страх характеризуется затяжным.

Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций. На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном. Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Этот вопрос был актуален всегда, ввиду распространенности проблемы среди детей всех возрастов.

Главная задача в терапии фобий — вытащить их на свет, выяснить, что пугает ребенка. Во-первых, нужно определить вид страха — патологический или физиологический. Это может сделать только специалист по детской психологии, предварительно подробно поговорив с родителями и ребенком. Во-вторых, важно выяснить причину появления данного расстройства.

Каждый вид фобии имеет свои причины и проявляется у каждого ребенка по-разному. По мере взросления один вид может трансформироваться в другой, поэтому коррекция детских страхов требует внимательного психологического обследования малыша и индивидуального подбора подходящих методик. Сказки Чтобы побороть детский страх в года, можно рассказывать ребенку сказки, где он является главным действующим лицом. В ходе повествования ему приходится сталкиваться именно с тем, что является причиной расстройства чудище в темноте, закрытая комната, вода, огонь, отсутствие рядом родителей.

Герой преодолевает все трудности, побеждает своих противников.

Классификация страхов

Психические расстройства в детском возрасте Возрастные периоды детства. Первый и второй возрастные кризы. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. Наиболее распространенные и специфические психические расстройства детского возраста: Неврозоподобные расстройства в детском возрасте.

Обращаясь к книге «Ночные и дневные страхи детей» Захарова А.И. По уровню – возрастные (естественные) и патологические.

Современное состояние проблемы страхов в психологии…………5 1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии…5 1. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….. Изучение особенностей проявления страха у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… Цели, задачи, содержание методик исследования……………… Экспериментальное изучение особенностей проявления страха у детей среднего дошкольного возраста………………………………31 Заключение……………………………………………………………………….

Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Многие детские страхи чаще всего исчезают бесследно. Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные Д. Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов.

Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. А такие ученые, как Гозман Л.

Синдром детских патологических страхов

Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожаться, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.

Многие детские страхи являются возрастными и проходят бесследно, из них остаются и превращаются в патологии, которые принято.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка. Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители - алкоголики и наркоманы. Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания. Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.

Захаров сгруппировал следующим образом: Захаров направляет наше внимание к невротическим страхам, отметив их наиболее существенные отличия от возрастных: Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами. Они закрепляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов.

Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. По характеру — ситуативные и личностные; природные и социальные. По степени реальности - реальные и воображаемые.

Патологические детские страхи способны настолько сильно завладеть сознанием, психикой Существуют возрастные особенности детских страхов.

Классификация страхов Работа сделанна в году Классификация страхов - раздел Психология, - год - Детские страхи и действия родителей Классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуатиный и личностно обусловленный стахи часто смешиваются и дополняют друг друга. Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический особенностямиличности. Несмотря на то, что страх это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни.

Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объетом страха. На патологический страх указывают его крайние, драматические стороны выражения ужас, эмоциональный шок, потрясения или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.

Проявления страха Иногда выражения страха так очевидны, что не передаются в комментариях, например ужас, оцепинение, растерянность, плач и т. О других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков стремление избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость на определенную тему.

Коррекция страхов у детей

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека Гельгорн Э. Можно представить, что эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Часто финансы поют романсы потому, что вы больны: у вас финансовые страхи, которые надо лечить [радиопередача].

Форум Детские страхи страхи — это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия. Появление такой проблемы у ребёнка — повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов. Причины детских страхов Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько: Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы — неврозов. Существуют также косвенные причины предпосылки , которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние — чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Детские страхи: причины и признаки их проявления. Как отличить тревогу от страха?

Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в детском возрасте. Синдром невропатии или врожденной детской нервности, наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте. В грудном возрасте основными проявлениями невропатии выступают соматовегетативные расстройства и нарушение сна.

Детские страхи: норма и патология. В каких Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него.

Другие дипломы по предмету Психология лическими структурами сознания Джерсилд А. Авторы считают, что характерный для детей этого возраста страх различных мифологических персонажей является отражением мифологичности детского сознания. Этот подход обращает внимание на то, что данные страхи являются страхами-заместителями, которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Таким образом, исследователями отмечается ряд возрастных особенностей содержания страха. Наиболее общей возрастной характеристикой страха у детей лет является тенденция к его символизации. Образы страха в этом возрасте зачастую являются символами, имеющими истоком культурно-исторические традиции, преломляющимися в детской психике посредством знаково-символической функции. Другие возрастные страхи, - смерти и социальных ситуаций, - зачастую представлены в сознании ребенка через замещающие их мифологические образы страха Гарбузов В.

Представляет интерес определение профессора А.

/ страхи у детей

страхи под влиянием различных внешних, ситуационных воздействий возникают тем легче, чем меньше возраст ребенка. Как известно, физиологическую основу аффекта страха, согласно И. Павлову, составляет пассивно-оборонительный рефлекс. Возрастная незрелость детской психики еще более затрудняет психопатологическую дифференциацию различных страхов.

Любая фобия – это обостренный патологический страх на тот или иной животные различных видов, возрастов, размеров и пород.

Синдромы страхов Повышенная готовность к аффекту страха — характерная особенность детского возраста, обусловленная относительной легкостью растормаживания пассивно-оборонительного рефлекса, который, по И. Павлову, составляет физиологическую основу страха. В связи с этим разграничить психологические и патологические страхи у детей не всегда легко.

Критериями патологических страхов являются их беспричинность или явное несоответствие интенсивности страха силе вызвавшего его ситуационного воздействия, затяжной характер, склонность к генерализации, нарушение общего состояния сна, аппетита, физического самочувствия и поведения ребенка под влиянием страхов [Сухарева Г. Патологические страхи могут входить в структуру различных психопатологических синдромов, прежде всего невротических, аффективных и аффективно-бредовых, но нередко выступают как относительно самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдромы страхов [Сухарева Г.

Эти синдромы мы относим к проявлениям преимущественно аффективного возрастного уровня нервно-психического реагирования [Ковалев В. У детей и подростков можно выделить 5 основных групп синдромов или симптомов страха: Навязчивые страхи фобии от греч. Рудиментарные, незавершенные фобии страх ходьбы после падения и ушиба и даже страх загрязнения описаны у детей раннего и преддошкольного возраста [Симеон Т.

Однако в этих случаях в связи с незрелостью самосознания отсутствуют переживание чуждости, чувство внутренней несвободы, активное стремление к преодолению страхов.

Страх без причины. ВСЕ страхи человека из детства!! Страхи людей нерациональны.