Методика семантического дифференциала (Ч.Осгуд)

Анализ рисунка человека по предпочтению треугольников, кругов и квадратов проводился на основе метода семантического дифференциала. Проведённое на основе метода семантического дифференциала исследование престижа профессий показало, что престиж значимо связан с успехом в противоположность неуспеху , со средним классом в противоположность рабочему классу , с безопасностью, трезвостью, чистотой, активностью и т. Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных трех-, пяти-, семибалльных оценочных шкал англ. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа. Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом англ. в году. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибалльных шкал: Семантическим дифференциалом в узком смысле называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

Семантического дифференциала»

Семантический дифференциал СД разработан Ч. Осгудом в году. Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий.

Методика «семантического дифференциала»; JVQ – опросник DSM-4, женщинам более свойственны тревоги, страхи, напряжение, симптомы без.

Исходя из этого определения групповая дискуссия может рассмат! Наряду с ней в этом процессе выделяются и другие составля! Анализ групповой дискуссии ведется через призму качества при! Существует социальный запрос на изучение не! Анализ именно ошибочных групповых решений позволяет проследить как происходят поиск и выбор реше! Групповая дискуссия составляет основу такого исследовательского метода, как фокус!

Мы подробно рассмотрим метод групповой дискуссии, а также ее ре! Групповая дискуссия и ее стратегии Групповые решения задач использовались в практических целях еще с древних времен вече, советы, консилиумы. И в современном мире важ! Обыденное сознание подсказывает, что существуют определенные эффекты от группового взаимодействия.

Субъективное семантическое пространство Метод семантического радикала Текст статьи: Аналогичные результаты были получены В. Например, построен ряд частных семантических пространств:

В статье описывается суть метода семантического дифференциала, уделяется внимание некоторым специфическим его видам, дается.

Например, хороший — 1; скорее хороший, чем нейтральный — 2; скорее нейтральный, чем хороший — 3; нейтральный — 4; скорее нейтральный, чем плохой — 5; скорее плохой, чем-нейтральный — 6; плохой — 7. Разница в оценках и покажет семантическую дифференциацию слов. Разумеется, каждый испытуемый будет фиксировать свои личный опыт. Но в среднем при большом числе испытуемых будет получена общественно закрепленная оценка явления, которое обозначено данным словом.

В исследованиях Чарльза Осгуда, впервые предложившего эту процедуру, строилось семантическое пространство на базе шкалированияпонятий из самых разных понятийных классов например: Математическая обработка результатов эксперимента показала, что по некоторым шкалам оценки в значительной степени совпадали между собой. При этом оказалось, что совпадающие шкалы могут быть разбиты на три группы — так называемые факторы, — которым Ч.

Осгуд приписал следующие названия: Кроме того, СД применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Для лингвистики эта методика интересна тем, что она показала совершенно новые аспекты значения слов. Лингвисты давно различают слова экспрессивно нейтральные отец, глаза, есть, ударить и экспрессивно окрашенные папа, батя, очи, гляделки жрать, врезать.

Использовалась методика семантического дифференциала и для исследования фонетического значения.

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Инструкция 1 Для того чтобы выполнить регулировку дифференциала , необходимо выполнять ряд следующих действий. Запрессуйте в картер наружное кольцо подшипника вместе с шайбой, устанавливаемой под ним толщина шайбы — 1,0 мм. Поскольку кольца подшипников производятся в комплекте, применять их необходимо только в комплекте.

ний, семантический дифференциал, рисуночные методики. Возможные Я - это манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений ин-.

Осгуд исходит из того, что слова, понимаемые как стимулы, вызывают различные реакции, отличающиеся друг от друга двумя параметрами: СД был задуман как методика, позволяющая определять значение и с качественной, и с количественной стороны. Методика состоит в том, что испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору шкал их число Каждая шкала — это отрезок прямой с 7 делениями. Полярные точки обычно представлены прилагательными-антонимами: Такие шкалы, по мнению Ч.

Оценка понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства СП. Положение точки в СП характеризуется двумя показателями: Чем больше точка СП удалена от начала координат или, иначе, чем длиннее вектор, тем интенсивнее реакция и, следовательно, тем более значимо для испытуемого оцениваемое понятие.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Эти понятия оказываются как бы в разных точках семантического пространства. Разумеется, каждый испытуемый будет фиксировать свой личный опыт. Но в среднем при большом числе испытуемых будет получена общественно закреплённая оценка явления, которое обозначено данным словом. Разница в оценках и покажет семантическую дифференциацию слов. При этом общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется, но значения могут представлять со бой дробные величины, поскольку общая сумма баллов, проставленных по какой-либо шкале слову, будет делиться на количество испытуемых При этом появляются новые факторы, специфические именно для определённых понятийных классов.

Для изучения эмоциональных переживаний матерей нами была использована методика"Семантический дифференциал" Ч. Осгуда. По полученным.

Наиболее распространенной является трехфакторная модель С. Каждый фактор может выражаться одной или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Осгуда исследуются три фактора: Каждая шкала имеет семь качественных градаций. Если противоположные значения исследуемого признака обозначить как х и у, то значения каждой шкалы могут быть интерпретированы следующим образом: В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

Семантический дифференциал (обзор литературы)

Осгуда проводилось шкалирование понятий из разных понятийных групп, затем методом факторного анализа было выделено три основных фактора: К оценочным шкалам относятся такие как: Под частным СД понимается процедура, построенная на оценках респондентами отдельных понятийных групп. Частный СД сохраняет признаки универсального семантического измерения Ч.

СОЦИАЛЬНЫЕ страхи КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО. ИССЛЕДОВАНИЯ .. семантического дифференциала и модифицированной методики.

Теоретическое введение Метод семантического дифференциала является одним из популярных и наиболее разработанных методов построения семантических пространств, что в частности, связано с широким распространением компьютерной техники, необходимой для обработки данных. Этот метод был разработан группой американских психологов во главе с Чарльзом Осгудом в году в ходе исследования механизма синестезии явления, состоящего в том, что какой-либо раздражитель воспринимается как вызывающий не только специфические ощущения, но и добавочные, характерные для другого органа чувств, например звук, вызывает одновременное ощущение цвета и пр.

Метод семантического дифференциала является комбинацией метода контролируемых направленных ассоциаций и процедур шкалирования. Процедура заключается в том, что объекты понятия, изображения и пр. Биполярные шкалы точнее фиксируют смысл понятия, а униполярные в большей степени позволяют выделить субъективные варианты смысловых оттенков.

Кроме того, в некоторых случаях сложно подобрать адекватное обозначение противоположного полюса. Оценки понятий коррелирует друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить группы наиболее связанных друг с другом шкал, объединив их в факторы. Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности к базису меньшей размерности.

Эти инвариантом оказывается эмоциональный тон или образное переживание, лежащее в основе коннотативного значения, - генетически ранней формы значения, в которой отражение и эмоциональное отношение, личностный смысл и чувственная ткань еще слабо дифференцированы. При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями -мерного пространства где мерность определяется числом независимых факторов , а значения объектов задаются как координатные точки внутри него.

Нагрузка объекта по каждому из выделенных факторов определяется как среднее арифметическое оценок объекта по шкалам, входящим в фактор.

6. Семантический дифференциал

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке!

случае для ребенка важны поддержка и помощь в преодолении страхов, семантического дифференциала; на проведение сравнительного анализа.

Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием, поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а так же в области эстетики. Как полагает Осгуд, метод СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение — те состояния, которые следуют за восприятием, символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами.

Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла, являющегося значением значения для субъекта. Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования, в методе СД измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градульных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удаётся выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы.

Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии. Сравнить реальные личностные качества в соотношении с идеальными и с мнением другого. Положение точки характеризуется двумя показателями: Осгудом и его сотрудниками была предложена трёхфакторная модель СД. В её основе заложены факторы: Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее Вас в настоящий момент и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке.

Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка.

Семантический дифференциал описание. Теоретические основы

Содержание Построение координат значения Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов понятий по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии. Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом.

психолога использовалась методика «Семантический дифференциал» . поинтересоваться нашим настроением и рассказывать о своих страхах и.

Кроме того, система выставления отметок при обучении чем больше, тем лучше накладывает отпечаток на независимость оценивания по шкалам СД, вплетая в оценку параметр хуже — лучше. Трехмерная матрица используется при оценке набора стимулов группой испытуемых третье измерение — стимулы. Другое значение термина"семантическое пространство" определяется тем, что оцениваемый стимул получает оценку испытуемого по каждой из шкал измерению , что позволяет описывать стимул как точку или вектор в заданном многомерном СП, различать оценки стимулов, сделанные различными испытуемыми, и описывать их различия как различия точек или векторов в многомерном СП.

При работе с группой испытуемых мы получаем множество оценок точек или векторов в задаваемом факторами СП. Это позволяет рассчитывать расстояние между точками в пространстве и углы косинусы углов между векторами от начала координат к точке. Для обработки групп новых результатов оценивания стимула используются методы редукции интеграции данных: Факторы групповой оценки стимула задают, хотя и с некоторой потерей анализируемых данных, новое СП критериев оценки, как правило, менее размерное, но более интегративное, чем пространство, задаваемое шкалами СД подробнее см.

Возможность получения сложной многомерной оценки стимула в СП и относительная сложность процедур обработки позволяет некоторым исследователям предположить, что свойства факторных СП аналогичны некоторым свойствам сознания, и, таким образом, считать СП операциональными моделями структуры индивидуального сознания. Такое название является очень многообещающим, но, кроме уже многократно описанных ограничений математического моделирования свойств сознания, следует указать на тот факт, что математическая обработка результатов оценивания возможна только в том случае, если в оценивании участвует множество группа испытуемых или очень редко один испытуемый оценивает множество стимулов.

Социометрическая техника и семантический дифференциал

Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированности и цельности представлений ребенка о мире когнитивная диагностика , так и в качестве проективной методики — для исследования личностных установок и эмоциональных отношений ребенка к определенному кругу объектов. Семь градаций обозначены, как правило, словами, так же, как и полюса шкалы. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком.

состояния при различных условиях. страхов · Техника семантических различий (техника семантического дифференциала) · Уважение к людям.

Теоретические основы Полезность и диагностическая значимость психосемантического подхода в оценке когнитивных и эмоциональных характеристик индивида, его генотипических типологических свойств подтверждается научными исследованиями в психиатрии и медицинской психологии, особенно в клинике аффективной психической патологии. Указанный подход позволяет выявлять осознаваемые и неосознаваемые типы отношений в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах к событиям и явлениям, развертывающиеся в психологическом времени жизнедеятельности личности.

Очевидно, что единство личности осуществляется смысловым единством прошлого, настоящего и будущего в их субъективном, дифференцированном значении в судьбе человека. В известном методическом подходе, основанном на семантической дифференциации времени, выделяются 3 фактора: В другой работе модификация семантического пространства сведена к выделению 5 факторов времени, что существенно расширяет диагностические возможности инструмента. Особенно важным представляется изучение направленности индивидуального времени, так как это одна из закономерностей, определяющих, по-видимому, пространственно-временную организацию психики.

Известно, что восприятие времени в пространственном масштабе эмоционально значимое отношение к своему настоящему, прошедшему и будущему времени при разных психических состояниях изменяется. Как психические расстройства различного генеза, степень выраженности симптомов аффективной патологии и личностно-типологические свойства влияют на интуитивное представление индивида о времени - эти вопросы до сих пор остаются мало разработанными и в психиатрии, и в клинической психологии.

Задача заключается в том, чтобы при психологической диагностике перейти от описаний феноменов к их экспериментальной оценке на основе воспроизводимости результатов исследования в сочетании с другим психодиагностическим инструментарием, например с методикой , шкалами Зунга , Бека и ОДС.

УБЕЙ СВОЙ СТРАХ: 10 МЕТОДИК!