Общая психокоррекция. Учебное пособие

Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических невротических и психотических страхов. Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия в широком смысле рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия — такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Способы преодоления и коррекции страхов

При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин"" переводится с позднелатинского как"существование". В е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера"Бытие и время", а также работ К. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

Показаны особенности страха смерти у старших подростков, они могут принимать обобщение мнений по проблеме экзистенциального страха смерти как . и поэтому трудно поддается психолого-педагогической коррекции.

Общее количество опрошенных составило человек: В качестве экспертов — родителей, 20 учителей гуманитарного и естественно-математического цикла, 10 классных руководителей. Выборка была разделена на две группы: В ЭГ вошли старшие подростки классов с высокими и умеренными показателями личностной тревожности, как фактора провоцирующего проявления экзистенциальных страхов. КГ представляла собой выборку, соответствующую ЭГ по всем значимым характеристикам.

Критериями успешной психолого-педагогической коррекции экзистенциального страха у старших подростков методом песочной арт-терапии являются знания, умения и отношения, соответствующие теоретическому уровню желаемому модели психолого-педагогической коррекции экзистенциального страха у старшего подростка. На данном уровне у старших подростков складывается целостная система знаний, умений и отношений к экзистенциальным страхам, включающая знания о собственных актуальных экзистенциальных страхах, причинах их возникновения и механизмах проявления; умения конструктивного поведения, оценки психотравмирующих ситуаций, рефлексии и регуляции своих экзистенциальных страхов и эмоциональных состояний; ценностного отношения к преодолению возникающих страхов и тревог.

Титаренко экспертами единогласно выделены показатели тревожности старших подростков как в КГ так и ЭГ: Это отрицательно сказывается на приспособлении к ситуациям стрессогенного характера и повышает вероятность неадекватного и деструктивного реагирования на тревожный фактор школьной среды.

Методы и методики исследования 2. Критерии успешной психолого-педагогической коррекции 93 экзистенциальных страхов у старших подростков методом песочной арт-терапии 2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 2. Динамика личностной тревожности в процессе коррекции страха смерти у старших подростков методом песочной арт-терапии 3. Динамика школьной тревожности в процессе коррекции страха смерти у старших подростков методом песочной арт-терапии 3.

Кормушина, Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков: Дис. к. пс. наук /Н.Г. Кормушина - М.:

Экзистенциальные страхи Опубликовано Экзистенциальные страхи характеризуются следующим: Как побороть экзистенциальные страхи: Зачастую человек, испытывающий страх перед чем-либо, программирует в своих мыслях негативный исход того или иного действия, связанного с его страхом. Например, садясь в самолет, в мыслях человек видит, как самолет падает и разбивается, что обостряет чувство страха высоты.

Начиная новое дело, человек представляет, что у него ничего не получается и он терпит фиаско, что обостряет чувство страха перед обновлениями в жизни.

Вы точно человек?

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов. Выделим несколько аспектов экспрессивной, изобразительной деятельности ребенка, а именно, диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий. Диагностический аспект продуты изобразительной деятельности - ценная информация о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка.

В статье представлено системное описание страха смерти как совокупности Кормушина Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных.

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы.

Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного. На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору.

§ 5. Экзистенциальное направление

При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни Термин"" переводится с позднелатинского как"существование". В е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера"Бытие и время", а также работ К.

В монографии представлены материалы многолетнего исследования по проблеме преодоления экзистенциального страха смерти у старших.

Тейлор методика адаптирована Т. Для статистической обработки эмпирических данных были применены методы: Теоретическая значимость исследования заключается в: Екатеринбург, УрГПУ, ноябрь Санкт-Петербург, май , г. Фестиваль психологических идей г. Челябинска, факультета психологии ЧГПУ. Астрахани, Армавира, Оренбурга, Уфы. Повышается самооценка старшего подростка. Происходит развитие механизма психологической защиты. Происходит укрепление личных границ старшего подростка.

Было проведено исследование уровня личностной тревожности, школьной тревожности старших подростков, выраженности актуальных страхов, умения противостоять своим страхам. Применялись дополнительные психодиагностические методики: Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что:

Экзистенциальное направление в психолого-педагогической коррекции

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал"стремление к смыслу" противоположным"стремлению к удовольствиям": Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

Психологическая коррекция страхов у детей и взрослых. Даты проведения в жизни ребенка. Формы проявления и причины детских символических страхов. Экзистенциальная психотерапия и консультирование. .

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Страх перед собой может принимать различные формы: Однако эти страхи так тесно связаны со страхами пространства, что мы считаем целесообразным выделение только четырех групп страхов. Например, страх перед новизной и необходимостью выйти за пределы обжитого пространства имеет общие корни с такой чертой психики человека, как стремление к неизменности и порядку. Как отмечал немецкий психолог Фриц Риман, некоторые люди так планируют свое будущее, как будто их жизнь безгранична, мир стабилен, а будущее предвидимо, что на самом деле является чистой иллюзией [2].

Эта тенденция к порядку и неизменности у личностей такого типа сопровождается беспокойством, обусловленным страхом перед риском, перед всем новым и неизведанным, перед неопределенностью планов и вечной изменчивостью нашей жизни. Данное чувство близко к тому, которое Карен Хорни обозначила как страх нарушения сложившегося равновесия [3].

Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков

Проанализировать состояние проблемы по литературным источникам и определить основные способы и методы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Описать психологические механизмы генезиса и коррекции внушенных страхов — суггестию и контрсуггестию, соответственно. Выявить уровни и содержание страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Устоявшийся взгляд на проблему детских страхо на вполне разработан- . ды коррекции детских страхов. .. и мифа, их фундаментальные функции и функции в экзистенциальных вопросах личности.

Одни предлагают воспитание в себе манипулятивного типа характера, и при этом, как мы знаем, личность разрушается Шострем. Или использование типичных видов - клише поведения на все случаи жизни. Другие предлагают путь к аутентичному существованию человека в мире, который приведет его к истинному счастью. Но, чтобы мы не обсуждали в связи с этим, одним из основных факторов, который мешает человеку построить свою жизнь так, чтобы ему было комфортно и удобно, это невротизация личности. Невротическая личность или невротический характер являются сложным образованием, которое ограничивает возможности эффективного функционирования человека в социуме, непониманию себя, невозможности совершить аутентичное действие.

Человек лишает себя возможности быть счастливым, понимая то, что он имеет личностные проблемы, ограничивающие его жизнь. Также его существование деформирует тревога. Выдающийся экзистенциальный философ Кьеркегор анализировал не только тревогу, его особенно интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя.

Ранние представления Фрейда были посвящены также тревоге. Кьеркегор пытался выделить разные формы и степени отстранения .

Глава 7. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Требования и ожидания от клиента. Вэкзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности.

Первый подход —упор на развитие самосознания.

Коррекции страхов в жизни посвящена данная статья. Страх жизни — состояние экзистенциального плана, характеризующееся.

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал"стремление к смыслу" противоположным"стремлению к удовольствиям": Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа: Способствующие созиданию духовной личности. Безразличные по отношению к духовности. Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от ответственности также является поступком, за который человек расплачивается.

Человек всегда свободен в выборе своих 56 поступков, в принятии решения, но только в случае выбора созидающего поступка реализуется смысл жизни.

Как избавиться от страха. Забыть страх. Ментальная коррекция