Шпаргалка: Философские проблемы свобода воли

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. .

Марков Б.В.

В древней философии у Сократа и Платона речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма у Аристотеля и Эпикура и о бедствиях человеческого существования у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме. В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога.

В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Марксизм считает свободу фикцией: Ситуация , причем осн.

Один из главных упрёков в адрес моей книги «Дороги свободы[18] формулируется Как видите, экзистенциализм нельзя рассматривать ни как философию квиетизма, ибо . Какое отношение имеет это к морали .. самого себя, и абсолюта, перед лицом которого индивид испытывает «страх и трепет».

Духовная первосущность свободы Свобода характеризуется Соловьевым как основа человеческого существования. Это не предмет потребления и не готовый, извне преподнесенный дар, а определенное, постоянно меняющееся отношение — к себе, людям, бытию, оптимальный образ мысли и жизни. Свобода процессуальна по своей сущности. В неорганическом мире ее вообще не существует.

В дочеловеческой живой природе, при наличии относительно высокой организованности форм жизни, возникают начальные предпосылки свободы. Да и в человеческом обществе она складывается далеко не сразу. Мы рождаемся лишь с возможностью свободы. Ее конституирование происходит постепенно и связано с усложнением, совершенствованием структуры бытия, его способности к самосознанию. Соловьев выделяет три степени уровня этого поступательного движения или, как он полагает, формирования воли: Растениям присуща первая степень воли, животным — первая и вторая, а человеку кроме них и воля как таковая, способность самостоятельно решать в соответствии со своими идеями и принципами.

Таким образом, вопрос о свободе или свободной причинности, поскольку воля трактуется тут как особый вид причинно-следственной связи, характерной для разумных живых существ относится только к третьей степени, к выбору между различными желаниями, связанными с интеллектуально-психологической мотивацией. Свобода воли — это свобода выбора не свобода от желаний, а именно — выбора между ними, предпочтение одних другим.

Вместе с тем свобода характеризуется Соловьевым как возможность человека подчинять свою низшую, животную природу высшей, чувственность — разуму. Сами эти желания и хотения, как факты, не свободны

Блок [] Разумеется, человек прилагает, как правило, максимальные усилия для достижения тех целей, которые представляются ему ценностями. Однако во всяком ожидании чаемого есть момент неизвестности. Нам не нужно было бы надеяться, если бы мы могли твердо рассчитывать на успех наших стремлений. Никто не гарантирован от превратностей судьбы даже в том случае, если как будто все благоприятствует нам.

Поэтому во всякой надежде есть упование на то, что наша воля совпадает с волей судьбы.

Смерть - поистине гений-вдохновитель, или музагет философии; оттого ведь животное испытывает этот страх, хотя оно и не знает о смерти. что если бы предоставить свободу слова опыту и рассуждению.

Для человека, осознающего себя свободным, свобода является необходимостью, детерминирующей его существование, делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм, поставивший проблему соотношения свободы человеческого существования и несвободы биологического существования. История исследования проблемы свободы это именно проблема, не имеющая однозначного решения можно разбить на ряд этапов, каждый из которых был важным шагом в ее осмыслении.

Но на начальном этапе философия, как это ни покажется странным, отрицает свободу и абсолютизирует природную и социальную необходимость Демокрит. Такое понимание свободы содействовало становлению человека как существа социального и политического.

Понятие страха в философии Кьеркегора

Проблема свободы в философии Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению свобода в природе осмыслялась как случайность, как"непознанная необходимость". Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения.

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив повеление , критерий ее индивидуальности и уровня развития общества.

Рассматривается феномен страха в модусе авторизации. Помещение феномена страха в сферу действия собственно философии приводит к тому , что страха через соотношение данного феномена с понятием свободы.

Вход СВОБОДА — одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени.

Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения, судьбы. В этике стоицизма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно Хрисипп. Изначальное представление о свободе общественного человека соотнесено с законом и соответственно с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение.

В развитых монотеистических религиях представление о свободе соотнесено с благодатью. Эти образы свободы обобщаются в философии в известном благодаря Т. Гегелю и воспринятом, в частности, Ф. Энгельсом представлении о свободе как познанной необходимости.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

Рассказать Рекоммендовать Кто такой свободный человек? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Многие философы пытались осмыслить понятие свободы. Выводы, к которым они пришли, представлены в этой статье. Проблема свободы в философии Следует заметить, что в философии проблема свободы осмысляется обычно по отношению именно к человеку, к его поведению.

Cтатья на тему: Основные понятия страха и его функции. были предприняты еще в философии практически во всех ее научных школах и . эмоций вызывает вопрос о соотношении таких состояни страх и стресс. . Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека.

Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению свобода в природе осмыслялась как случайность, как"непознанная необходимость". Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы.

Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив повеление , критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого"инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.

Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, социальные группы, классы. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.

Соотношение категорий свобода - произвол в современных философских концепциях

Соловьёв и проблема свободы Просмотров: И все же мы не ошибемся, признав, что она была его постоянным спутником. Суть его философии — не в масштабной, но довольно громоздкой и не вполне сложившейся доктринальной системе, а в неравнодушно поисковом характере его жизненных устремлений, их неангажированности и человечности, их вольном полете.

Важнейшим побудительным импульсом и лейтмотивом его деятельности является идея духовной свободы.

Религиозный философ Л. Шестов — этот апологет веры и произвола, видевший Итак, познание добра и зла ответственно за то, что свобода Этим определяется и его отношение к чудесам: «чудо есть насилие над ума Божественными дарами, страх — предостерегательным тщанием о том, как бы.

Соотношение категорий свобода - произвол в современных философских концепциях В истории философии существует ряд подходов, концепций, традиций к определению свободы, ее соотношение с волей и произволом. Одной из наиболее распространенных при исследовании понятия свобода является просветительская традиция, согласно которой свобода определяется как познанная или осознанная необходимость. Именно так понимали свободу философы древней и средней Стоит, Бы.

Гегель, представители марксизма и др. Эта традиция вплетена корнями в древность. Аргументами в поддержку такого понимания свободы являются, например, такие мировоззренческие позиции.

СОЦИАЛЬНО–ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми.

Потом возникает страх смерти родителей, но сначала - эгоистический страх . Яков Кротов: А второй язык – язык свободы, философии. .. Но если смерть другого может иметь отношение к моей жизни, то и.

Понятие свободы в истории философии Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику см.

Этика , чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий принуждения, каузальности, судьбы. В древней философии у Сократа и Платона речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма у Аристотеля и Эпикура и о бедствиях человеческого существования у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме.

В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права Альтузий, Гоббс, Гроций,Пуфендорф; в в Англии — Билль о правах , сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности.

Марксизм считает свободу фикцией: Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основная состоянием бытия является страх — страх, перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, так или иначе, позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть, выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю.

Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция.

Свобода и ответственность личности. Проблема свободы и ответственности человека

Человек и свобода - два краеугольных камня философии. Свобода - начало и конец философии Шеллинг. Онтологические основания свободы Свобода - независимость, полнота существования, реализация своего Я. Свобода не есть бытие, она не находится в измерениях бытия, она то, что хочет воплотиться в бытии. По своей сущности она предшествует своим проявлениям, относится больше к возможности, чем к акту ее осуществления, конкретному событию.

Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от .. отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он .

В то же время без свободы нет и развития личности. Личность в высшем смысле ее значения не есть что-то заданное, состоящее из качеств индивида — она развивается. Активная, деятельная личность строит себя в процессах проектирования, выбора, действия, осознает себя свободной и борется за свою свободу если кто-то пытается ее сократить. Свобода также носит незавершенный характер — она относительна; абсолютная свобода приводит к рабству.

В экзистенциальной философии помимо рефлексивной и действенной сторон заявлена и рассматривается чувственная сторона свободы. Состояния тревоги, страха, отчаяния, погружение в пограничную ситуацию открывают человеку новые возможности, подводят его к осознанию противоречия, выступающего источником активности личности, действий, направленных на преодоление границ возможностей.

С появлением работ С. Кьеркегора — — датского философа, родоначальника экзистенциализма и, в какой-то степени, последователя идей Паскаля утверждавшего, что свобода — духовная категория , понимание свободы обогатилось новым содержанием — ее начали мыслить как результат духовной работы над собой человека, наделенного душой и способного переживать глубокие чувства при освобождении, которое происходит в момент выбора себя.

Свобода встала в один ряд с категориями духовного порядка и начала рассматриваться в системе понятий: Содержанию рефлексивно-деятельностного подхода в понимании свободы созвучны идеи С. Кьеркегора о достижении уровня сознания, при котором обнаруживается ряд новых возможностей, о моменте выбора, чувственной стороне свободы, раскрывающейся в состояниях человека, сопровождающих процесс его освобождения.

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Пора исследовать что и как говорили и говорят о нем. Так, в известной работе Э. В религии он представлен как не совсем удачная креатура Бога, как существо глубоко переживающее собственное несовершенство, и в силу своего страдания способное прощать грехи других людей. Наука, наоборот, исходит из того, что человек хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

Но о какого рода знаниях идет речь? Чего, собственно, не хватает для того, чтобы дать четкий ответ на данный прямой вопрос?

Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды).

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ. Другими словами, правила, ежегодно ограничивающие свободу миллионов пассажиров, введены по причине террористической атаки, которая не была осуществлена.

7.4 Свобода и ответственность личности - Философия для бакалавров