Стресс и его особенности. Как бороться со стрессом

ВВЕДЕНИЕ Интерес к проблеме стресса и стрессустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека, часто протекающей в экстремальных и сверх экстремальных условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. Созданные цивилизацией и научно-техническим прогрессом гиподинамия снижение силовых нагрузок и гипокинезия ограничение двигательной активности не только отрицательно влияют на системы кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы, но и непременно ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса, ростом так называемых болезней стресса. Полагают, что к ним относятся различные психосоматические заболевания - невротические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушения мозгового кровообращения, отдельные злокачественные опухоли и другие. Установлено, что эмоциональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий военных специалистов. Их профессиональная деятельность, несмотря на успехи научно-технической революции в военном деле, продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском и наличием угрозы жизни. Наряду с усложнением, дифференциацией и интенсификацией военного труда, военнослужащие испытывают постоянную угрозу воздействия оружия противника, особенно оружия массового поражения. Мощь данного вида оружия, большое число прогнозируемых потерь по сравнению с прошлыми войнами сопровождается большим нарастанием его психогенного влияния.

Гормон страха. Адреналин в крови. Физиология страха

Психология развития Стресс и тревога Стресс от англ. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную эустресс и отрицательную дистресс формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система.

Что такое стресс и можно ли его оценить Российский физиолог Евгений Юматов провел ряд экспериментов, доказывающих, что на.

Объективные методы оценки уровня стресса Субъективные методы оценки уровня стресса Прогноз уровня стресса 2. Существует несколько способов классификации стрессор-ных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы. Изменение поведенческих реакций при стрессе Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис.

Нарушения психомоторики могут проявляться: Формы проявления стресса и критерии его оиенки 2. Формы проявления стресса 37 Рис. Поведенческие признаки стресса Установлено также, что функциональное состояние человека в том числе стресс влияет на характеристики его почерка. Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения.

Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой.

По нашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Формы проявления стресса 39 Рис. Неадекватные методы подавления стрессов.

Под действием гормонов коркового вещества надпочечников глюкокор-тикоидов усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли — в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания. На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса.

При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: Введение понятия психологического эмоционального стресса Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.

1) повышенного физиологического возбуждения (ускорение сердцебиения и дыхания, Техника прививки от стресса включает в себя обучение релаксации Но для того чтобы преодолеть страх, требуется нечто большее, чем.

Экзаменационный стресс Экзамен — испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Современные школьники живут в условиях новой реальности, которая носит название ЕГЭ — единый государственный экзамен для выпускников 11 класса и ГИА — государственная итоговая аттестация для выпускников 9 класса. Как же нам, почти взрослым детям психологически подготовиться к его сдаче, дабы не впадать в стрессовое состояние ещё под дверью школы?

Экзаменационная пора в семьях многих выпускников школ, абитуриентов — время нервное, суетливое. Подчас мамы и папы нервничают гораздо больше самих детей, постоянно говорят на эту тему, дергают ребенка, пугают его страшными перспективами"непоступления". Между тем именно в это время выпускники больше всего нуждаются в спокойной доброжелательной обстановке, в понимании и любви родителей.

Разновидности и значение физиологического стресса для человека

Вы один из многих людей, страдающих из-за стресса, тревогу или страхи? Узнайте 14 замечательных советов, которые помогут взять под контроль мозг и перестать нервничать. Стресс, тревога и страх — это самые большие враги современного общества. В конце концов, мы всегда как-то реагируем на все, что происходит в нашей жизни.

Страх Страх, Стресс, Много букв, Психология, Адреналин, Страх - разновидность стресса - выведение психических и физиологических процессов.

Полная свобода от стресса означает смерть… Стресс — это аромат и вкус жизни… Ганс Селье 2. Общие положения концепции стресса Концепцию стресса сформулировал канадский ученый Ганс Селье. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям.

Он давал такое определение стресса: Согласно этим представлениям, под влиянием различных стрессоров холод, токсичные вещества в сублетальных дозах, чрезмерная мышечная нагрузка, кровопотеря и т. Понятие физиологического стресса он приравнивал к изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом творческая работа, азарт болельщика, страстный поцелуй.

Поэтому даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает определенный стресс. Дистресс — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму. Такое понимание принимается исследователями и в настоящее время. Они различают стресс в узком смысле слова, как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, и стресс в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции - файл 1.

Аларм-стадия может длиться еще в течение двух суток после воздействия стресс-фактора. А её выраженность напрямую зависит от интенсивности и продолжительности стрессора. Этап тревоги в свою очередь ещё делится на два подэтапа: Этап шока — в фазе глубокого потрясения появляется угроза всем жизненно необходимыми функциями организма. Она может характеризоваться такими проявлениями, как снижение артериального давления, мышечный гипотонус снижение мышечного напряжения , гипоксия, гипогликемия снижение глюкозы происходит из-за торможения секреции инсулина кахетоламинами.

Чем опасна фаза шока, так это тем, что защитные реакции организма сильно снижаются, и если воздействие стресс-фактора выходит за рамки восполнительных возможностей организма, то может наступить смерть.

Стресс (в психологии) — это физиологические реакции человека, в неблагоприятной обстановке, в страхе, состоянии, превышающем силы человека.

Рассказать Рекомендовать Страх - чувство, которое знакомо человеку с самого рождения. В большей или меньшей степени ощущение испуга каждый из нас переживает практически ежедневно. Но почему мы испытываем такую эмоцию, каков механизм возникновения подобного состояния? Оказывается, что причиной образования этого ощущения является гормон страха. Подробнее о физиологии возникновения такой эмоции - в нашем материале.

Страх - это внутреннее состояние человека, которое спровоцировано какого-либо рода опасностью, и связанное с возникновением негативных эмоциональных переживаний. Такое ощущение на уровне инстинктов возникает и у животных, проявляясь в виде защитных реакций. В целом у человека механизм формирования этой эмоции идентичен:

Что такое эмоциональный стресс и его влияние на организм. Борьба со стрессом

Стресс, каким он нам видится Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно большой категории людей уровня общей тревожности, который стимулируется локальными войнами, увеличением числа катастроф, техногенных и естественных, в которых масса людей получают физические и психические травмы или просто погибают.

страхи и стрессы большого города: влияние на подростков актуально изучение биохимических и физиологических механизмов воздействия страха. Страх может быть, как причиной стресса, так и последствием стресса или.

Боссюэ Замещение биологических страхов на социальные происходит достаточно постепенно, но необратимо. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но, всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания.

Многим людским страхам можно найти аналоги в животном мире: К таким явлениям можно отнести страх ответственности, влияние которого на развитие сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире трудно переоценить. Этот страх, послуживший отправной точкой миллионов случаев гипертонии, атеросклероза, язвы желудка, инфарктов и инсультов унес больше человеческих жизней, чем все войны на Земле. Страх ответственности, практически, не имеет под собой биологических корней, а обусловливается почти исключительно социальными механизмами.

Сущность этого страха заключается в том, что, принимая какое-то важное решение, человек берет на себя ответственность за его последствия, а в случае неудачи ему не только грозит осуждение или наказание со стороны социума, но, что еще хуже, зачастую он обречен на длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь. Именно поэтому многие люди не любят принимать ответственных решений, предпочитая, чтобы за них это делали другие. Страх ответственности приводит не только к появлению тревожных мыслей, но и вполне зримо отражается на обмене веществ человека и его физиологических функциях.

Как писал американский психотерапевт Д. Стойкий страх провала может быть связан с различными факторами, главными из которых являются: Близким к этому страху является боязнь осуждения со стороны окружающих, где на первый план в сознании выходит не конечный результат его деятельности, а реакция ближайшего социального окружения. В этом случае, по мнению человека, попытка сделать что-то новое, оказавшаяся ошибочной, будет встречена с осуждением.

Физиологические проявления стресса

Можно также выделить два направления в преодолении психологического стресса: Первый путь — это усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитивного мышления. Второй путь направлен на нейтрализацию уже возникшего стресса и заключается в целенаправленном воздействии на его телесные и эмоциональные проявления. Конечно, между этими двумя подходами нет четких границ. Тот же самый аутотренинг можно применять и как профилактическое, и как терапевтическое средство.

С другой стороны, при резком развитии стресса необходимо влиять не только на тело с помощью мышечной релаксации и дыхательных упражнений , но и на мысли и чувства методами рефрейминга и рациональной терапии.

О методах преодоления тревоги и страха достаточно подробно написано реакции страха, включая весь комплекс психологических и физиологических .

Стресс, его роль в адаптации человека к социальной и трудовой деятельности. Строение и функция нервной регуляторной системы организма человека. Строение и функция гуморальной регуляторной системы организма человека. Понятие о психическом здоровье. Критерии и факторы, определяющие псих. Понятие о стрессе, как об общем адаптационном синдроме учение о стрессе Г.

Сущность психогенного стресса и его влияние на человека. Существует две регуляторные системы - нервная и гуморальная. Нервная система подразделяется на центральную и периферическую.

Возникновение и лечение эмоционального стресса

Перемена в общественной деятельности 18 Мелкий долг 16 Перемены, связанные со сном и режимом дня 15 Перемены в семье 15 Перемены в привычном образе питания 13 Отпуск 13 Праздник 12 Проступок штраф за проезд без билета и т. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. В случае долговременного, хронического стресса происходит накопление, кумуляция эффекта, которая может привести к развитию заболеваний, вызываемых стрессом, острой вспышке — аффективной разрядке напряжения.

Реабилитация человека, находящегося в состоянии хронического стресса, требует большого количества времени. Кратковременные стрессоры - это повседневные неприятности могут быть малыми или средними по негативной значимости , которые требуют минуты для адаптации.

Для лечения стресса применяют комплексный подход: от термина значительно уже — стрессом является далеко не каждый страх, боль или чем обычное волнение, это физиологическая реакция организма на.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно 7. Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса. Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности.

Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий. Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения.

При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Наука страха / Discovery The science of fear